Для меня каждый гоночный автомобиль сродни сыну
”Молодёжь очень мало знает о моей жизни и моём прошлом. Если бы я сказал, что когда я начинал, хотел создать больше, чем один автомобиль – я бы соврал. Но я даже не осмелюсь сказать, что у меня был какой-то амбициозный проект, коим всё стало. Я бы сказал, что всё шло своим чередом. Рождённый в автомастерской, будучи ребёнком, я всегда думал о машинах, всегда их обожал и всегда знал, что настанет тот день, когда я тоже смогу создавать собственные машины”, - Энцо Феррари.
Он родился в Итальянском Модене в 1898 году, рос под стук молотков работающего в мастерской отца и под рёв двигателей гоночных машин, который с детства въелся в его душу и сердце до конца жизни.
Во время первой мировой войны Феррари был призван на фронт, но с 1918 года не смог продолжить службу из-за болезни. Имея неплохие познания в автомобилестроении и технике, он решил попробовать себя в качестве сотрудника Fiat, но долго там не проработал, перейдя в контору, которая поставляла машины для армии. Не угасала у него и страсть к гонкам, поэтому через год он участвует в заезде «Targa Florio», который в то время ежегодно проводился возле Сицилийского Палермо на дорогах общего пользования.
Его замечают, и карьера молодого инженера-гонщика идёт в гору. Благодаря своему другу Уго Сивокки, Энцо попадает на работу в компанию «Alfa Romeo» и учувствует от них в гонках 1923 года, где показывает очень хорошие результаты, а уже в 1924 подкрепляет успех победой, как заявлял сам Феррари, в самой знаковой для него схватке на трассе «Coppa Acerbo». С этого момента он – официальный пилот «Alfa Romeo». Казалось бы, судьба гонщика предрешена, но накануне элитного Гран-при во Франции, на котором Энцо должен был выступить на новом автомобиле, его, по неизвестным до сих пор причинам, снимают с участия. Он переживает большой стресс, но не бросает автомир.
К 1927 году Феррари становится владельцем дистрибьюторского агентства по продаже автомобилей «Alfa Romeo» в Модене, но нежелание останавливаться на этом подталкивает его через два года открыть собственную фирму «Scuderia Ferrari», ставшую дочерней компанией «Alfa Romeo». Специализировалась она на ремонте и обслуживании гоночных автомобилей состоятельных владельцев. Но гонщик в душе, Энцо мечтал создать свою команду пилотов, поскольку будущее автомеханика казалось для него достаточно туманным. Понимая, что его финансовое положение не позволит в полной мере реализовать все задумки, он предложил сотрудничество таким крупным компаниям, как «Bosch», «Pirelli» и «Shell».
В 1932 г. у Энцо родился сын. Пользуясь случаем, Феррари прекращает участие в гонках и полностью концентрируется на административной и организаторской работе команды, совершенствуя её. В это время нарастает активная конкуренция с «Auto Union» и «Mercedes». Чувствуя растущую в геометрической прогрессии конкуренцию, Феррари решает усилить позиции, и в 1935 году компания заключает контракт с французским пилотом Рене Дрейфусом, ранее работавшим на «Bugatti». Чуть позднее к Scuderia присоединяются Джузеппе Кампари, Луи Широн, Ачилле Варци и Тацио Нуволари. Чутьё не подводит Энцо, и компания подкрепляет свое шаткое положение несколькими важными победами.
До 1937 года компания Феррари продолжала сотрудничать с «Alfa Romeo». Но после известия о том, что его «Scuderia» может быть поглощена «большим братом», Энцо сразу же приял решение разорвать союз. По договору конкуренция с «Alfa Romeo» была запрещена на 4 года, но сообразительный предприниматель решает открыть стороннюю фирму «Auto-Avio Costruzioni S.Р.A.» по производству автомобилей для гонок, и через некоторое время из-под её крыла выходят два небольших авто, в действительности, являющихся первыми экземплярами «Ferrari».
«Для меня каждый гоночный автомобиль сродни сыну. Это как продолжение самого себя. Вы гордитесь за сына, когда он успешен в учёбе, когда он лучший в классе. И те же эмоции испытываешь, когда превращаешь какую-то бесформенную штамповку в живой механизм, в гармонию звуков», - Энцо Феррари.
После войны Энцо решил выпустить свой собственный автомобиль «Grand Prix», и уже в 1947 году 1.5-литровый «Tipo 125» участвовал в Гран-при Монако. Первую победу «Ferrari» в британском заезде принес аргентинец Фройлан Гонзалес в 1951 г. Команда имела возможность попасть на чемпионат мира, выиграв испанский Гран-при. Перед самым главным заездом в истории молодой команды, Феррари решил поэкспериментировать с новыми шинами «Pirelli». Он не прогадал, и гонка была выиграна.
Производство спортивных автомобилей было важным видом деятельности Энцо Феррари, но в отличие от других производителей, гонки не использовались для увеличения спроса на них. Он не был сентиментальным человеком, и все непроданные авто отправлялись в лом или разбирались на детали. Автомобили «Ferrari» стали постоянными участниками всех главных событий автоспорта, включая «Le Mans», «Targa Florio» и «Mille Miglia».
В 1969 г. у Феррари возникли финансовые трудности. Его автомобили по-прежнему пользовались большим спросом, но не было возможности производить автомобили для поддержания гоночной программы. Проблему усугубляло ещё и то, что выпускаемые машины морально устаревали и нуждались в капитальном обновлении. Тогда началась эра двигателей с турбинами, что быстро понял Феррари, адаптировав машины под новую моду.
Но полностью это не помогло. Необходимо было пересмотреть конструкцию ходовой части, потому что побеждать удавалось, но с большим трудом, и практически на пределе возможностей агрегатов. Для решения проблемы к команде присоединился Харви Постлтуэйт. Он задался целью создать композитное шасси из углеволокна, но был вынужден остановиться на монококе с покрытием «Nomex», т.к. Феррари не имел ранее опыта с новыми материалами. В итоге удалось найти золотую середину и решить насущные трудности.
В 1974 году в команду приходит Николаус Лауда, который приносит значимые победы, укрепившие позиции «Ferrari». С 75 по 77 года его карьера развивается, но во время гонки Гран-при Японии Лауда остановил свою машину из-за сильного дождя и выбыл из состязания объяснив, что продолжать её в таких условиях было слишком опасно. Это решение Лауды испортило его отношения с командой и с самим Феррари, которые были до этого очень хорошими, ведь победа была очень важна и находилась в нескольких шагах. Ему пришлось покинуть команду.
Энцо Феррари отличался замкнутым характером и был нелюдим: такая черта преследовала его на протяжении всей жизни. Большую роль в развитии такой замкнутости сыграла смерть его сына Дино, который страдал мышечной дистрофией Дюшенна и умер в 24 года. После этого Энцо редко стал появляться на людях и всегда носил темные очки. Он не любил, когда к нему приходили, а если и принимал посетителей в своём темном кабинете, освещённом только одной лампой, то с большой задержкой, не имея для этого основательных причин. Также он перестал приходить на гонки, предпочитая смотреть их по телевизору.
Феррари умер в 1988 году, когда ему было уже 90 лет. Его современники вспоминали, что для Феррари не важен был гонщик, который управлял болидом. Для него решающее значение имела победа его машины.
После смерти отца-основателя развитие компании практически полностью остановилось. Только лишь в 1993 году, когда Джин Тодт возглавил отделение «Формулы-1», «Ferrari» сдвинулась мертвой точки. В качестве технического эксперта вернулся Ники Лауда, а также двукратный чемпион мира Михаэль Шумахер, Росс Браун и Рори Бирн, которые привели «Ferrari» к возрождению и череде блестящих побед.
Горицкий Денис